Мария Ланс — иллюстратор, писатель, Муза

 Все акварельные иллюстрации для блога нарисовала Мария Ланс, которая по совместительству работает моей персональной Музой. Она автор одного из моих любимых блогов  «Много воздуха». Мир, в котором она живёт настолько интересен, что я решилась попросить её об интервью, чтобы на вполне законных основаниях расспросить её обо всем сразу. В общем, без долгих вступлений читайте сами.

Об образе жизни

Мария, ты пишешь рассказы, рисуешь акварели, редактируешь книги, продвигаешь фотостудию, монтируешь видео, настраиваешь сайты. Проще спросить, а что делать ты не умеешь? А если серьезно, то расскажи, как это: в одной жизни совмещать все эти интересы?

Вот чего я категорически не умею, так это продвигать и пиарить саму себя. Серьезно. Это очень забавно, учитывая тот факт, что я профессионально занималась SMM и немного PR с 2012 года. Другим — пожалуйста. Себе — никак. Меня ломает от одной мысли, что я буду заниматься продвижением своего инстаграма. Это, конечно, идиотизм. Но я не знаю, как с этим справиться.

Что касается интересов и их совмещения, то здесь все просто. Я очень жадный человек. Хватаюсь за каждую секунду, потому что понимаю, что жизнь у нас одна. Стараюсь узнать, увидеть, попробовать как можно больше. Как буддист, конечно, предполагаю возможность переселения душ. Но черт его знает, лучше перестраховаться.

Звучит мрачновато, но для того, чтобы многое успевать в жизни, нужно просто постоянно помнить о своей смерти. Memento mori.

Как ты оцениваешь те сферы, которыми ты занимаешься — это уже укомплектованный набор или двери твоего мира открыты и ты готова впускать новое? Есть ли что-то, с чем ты хочешь познакомиться, но пока к этому не подступала? Что ты бы хотела еще попробовать?

Двери моего мира открыты всегда, это точно. Но сейчас они похожи на двери китайских электричек в метро. Ну, помнишь эти видео, где пассажиров утрамбовывают в переполненные вагоны? Вот, собственно, вагон — это я.

Сейчас я понимаю, что уже не могу уделять равное время тем увлечениям, которые есть. Что-то так или иначе провисает. Но если раньше я по этому поводу переживала, то сейчас совершенно спокойна. Значит, так тому и быть. Мы всегда делаем именно то, что, действительно, хотим делать.

Я бы хотела изучать астрофизику — это моя большая любовь со школы, на документалках о черных дырах я могу плакать от восторга. Еще мне интересна тема бизнес-образования. Только не “Бизнес Молодость”, а MBA, например. Хотела бы выучить минимум еще один язык в компанию к английскому. Еще танцы на пилоне хочу попробовать. По-моему, это невероятно красиво.

Я смотрю на твою жизнь через окошки социальных сетей и мне открывается другой мир. Мне иногда кажется, что даже твои мысли бегут совершенно другими тропами, мне не понятными. И это завораживает. Можно прийти в гости в твой обычный день? Расскажи, как он проходит.

Если все в порядке с самочувствием, я встаю рано. Часов в шесть-семь. Пью кофе. Просто кофе, без завтрака. Могу заниматься этим довольно долго, кстати: полчаса или даже час. И без гаджетов! Потом часов до десяти я работаю, то есть занимаюсь непосредственно теми делами, которые необходимы для зарабатывания денег. Стараюсь сначала сделать самое сложное или не очень интересное. Где-то в десять-одиннадцать отправляюсь на пробежку. Бег и медитация — это то, без чего мне очень тяжело. Это уже не привычка даже, а просто жизненная необходимость. Я бегаю почти в любую погоду и в любое время года.

Если муж дома, то пока я бегаю, он готовит завтрак. Мы вместе едим, и где-то в час-два я снова берусь за дела и работаю уже до вечера. Если денежные задачи закончены, рисую, пишу рассказы, делаю наброски, расписываю какие-то идеи и планы.

Ну, а вечер всегда очень разный. Могу поехать в центр рисовать, могу встретиться с друзьями, могу засесть с книгой, могу зависнуть на видео-лекциях, которые слушаю в огромном количестве: Дмитрий Быков, Андрей Аствацатуров, Владимир Познер, лекции TED, Лоуренс Краусс и многие-многие другие.

Вот здесь хотела бы читателям сказать пару слов. Очень важно понимать, что когда человек расписывает свой обычный день, он, конечно, немного лукавит. Потому что бывают серьезные эмоциональные ямы, когда дрыхнешь до двенадцати, а потом весь день не можешь взять себя в руки и смотришь “This is хорошо!”. И так неделю. Это нормально. Вот прямо сейчас у меня, например, такой спад. Сегодня встала в девять. Не стоит сравнивать режимы других со своим и думать: “О, вот как люди работают! А я весь день в носу проковырял”.

О писательстве

Какое место в жизни занимает писательство?

Пожалуй, главное. Это то, чем я так или иначе занимаюсь с семи лет. Слово — мой основной рабочий инструмент. Я обожаю русский язык. Когда иногда с мужем обсуждаем возможность переезда в другую страну, я не могу представить себя дальше Финляндии. Потому что не могу представить себя без русского языка.

Первое стихотворение я написала в семь лет. И оно было об…омонимах. О различных значениях слов с одинаковым написанием. “Разные ручки” называлось. До сих пор мне это кажется очень странным. Ребенок должен писать о пегасах, о котятах, о лете на худой конец.

 Конечно, я бы хотела выпускать книги и получать за это деньги, как профессиональные писатели. Но, см. пункт первый, — не умею продвигать себя и не понимаю, как это возможно в принципе. Поэтому пока — “Я ежик. Я упал в реку”. Жизнь вынесет сама на нужный берег. Просто стараюсь учиться, учиться и еще раз учиться. Писать как можно больше для той небольшой аудитории, которая у меня есть (спасибо ей).

Писатель для тебя профессия или инструмент?

Писатель — это профессия, конечно. Слово, как я уже сказала выше, — это инструмент. Такой же, как кисть у художника, молоток у столяра, игла у портного. Точнее, даже не само слово, а владение им.

Я знаю, что ты проводила консультации и письменные практики. Как ты себя чувствовала в роли писательского наставника?

Ну, у меня слишком маленький опыт. Даже говорить не о чем. Всего дважды я проводила встречи “Кофе со словами”. Это были такие посиделки с упражнениями.Фактически бесплатные, я просила просто угостить меня чашкой капучино.

Честно говоря, в роли наставника я себя чувствую не очень. Именно поэтому встречи были очень неформальными, и я сразу предупреждала: “Ребят, я учусь так же, как и вы. Я не главный в этой команде. Просто запевала. Давайте учиться вместе”.

Просто когда говорят “преподаватель писательского мастерства”, я сразу же вижу Дмитрия Быкова, например. Или Татьяну Толстую. Или Светлану Улицкую. Я по сравнению с ними — первоклассник. И называть себя преподавателем — значит уподобляться сотням коучей и “писательских наставников”, которые не написали ни одной дельной книги, но зато берут по 30 000 рублей за курс “Писательское мастерство”. Будь я маркетологом, давно бы уже запустила собственный курс. Но я, слава богу, не маркетолог.

Планирование

Ты ведешь ежедневник?

Обязательно веду. Если вдруг забрасываю, сразу разваливаюсь и расклеиваюсь. Ежедневник, дневник, утренние страницы — это все очень важно для меня.

Как ты соединяешь в планировании свои интересы. Есть ли правила, которым ты следуешь? Как ты соблюдаешь баланс между всеми активными проектами?

У меня есть дневник, где я просто пишу разные мысли, чтобы разгрузить голову. Есть планировщик: в нем я расписываю абсолютно все планы и идеи на месяц вперед, а в конце месяца подвожу итоги. Также есть маленький блокнот, в котором я, начиная работать утром, расписываю задачи на день, чтобы вечером с наслаждением вычеркивать пункты из списка. И еще есть Trello на телефоне, я использую это приложение как копилку идей. Пришла какая-то мысль — открыла и быстро добавила карточку. Сейчас у меня в Trello четыре доски: “Old pipe” (здесь у меня хранятся идеи насчет нашего с мужем магазина), “Иллюстрации и сайты”, “Книги” (здесь я собираю список книг, которые хочу прочитать), “Много воздуха” (все, что связано с моим сайтом и моими литературными текстами).

Как ты рассчитываешь время на творчество? Например, когда рисуешь, закладываешь на это определенное время или откладываешь все дела пока не закончишь?

У меня нет разделения на работу и творчество. Все, чем я занимаюсь, это моя работа. Просто иногда она оплачивается деньгами, а иногда — моим наслаждением от процесса и результата. Главное правило — то, что обещано другим людям, всегда делается прежде дел “для себя”. Даже если работа не оплачивается. А в оставшееся время можно рисовать хоть до посинения.

Вообще слово “творчество” — ужасное. Избитое и с туманной семантикой. Очень не люблю его. Музыка Моцарта — это творчество? А песни Стаса Михайлова? Если и то, и другое — творчество, получается, разницы никакой.

Кода запланированная творческая работа не получается, например, нет вдохновения или желания заниматься определенной работой, что ты делаешь? Принуждаешь себя браться за работу или занимаешься другими делами.

Опять же, повторюсь — для меня любая работа творческая. Более того: например, уборка дома мне кажется намного (!) более творческой работой, чем написание рассказа. Потому что хороший текст — это почти сухая математика. А уборка — это полет, спонтанность и создание красоты из хаоса.

Если нет желания заниматься определенной работой, это не отсутствие вдохновения. Это банальная лень или неверно поставленная задача. Вы можете представить себе актера, который вдруг говорит режиссеру: “Слушайте, ну вдохновения нет. Не буду, пожалуй, играть сегодня”? Вот и я не могу. Так почему относительно художника или писателя такое возможно?

Вдохновение — это всего лишь нужное рабочее состояние. И его можно вызывать самостоятельно, если хорошо владеешь инструментом своей профессии. Как художник я еще не очень сильна, поэтому с иллюстрациями такое не всегда получается. И тогда приходится откладывать работу до лучших времен. А вот для текстов мне вдохновение не нужно. Если оно есть, отлично. Но если нет, ничего страшного.

О книгах

Бумажные или электронные?

Однозначно бумажные, если есть возможность. Но и против электронных ничего не имею. Но от них глаза сильнее устают.

Что ты сейчас читаешь?

Сейчас я, словно Казанова между любовницами, разрываюсь между тремя книгами. “Нейрофизиология счастья” Мингьюра Ринпоче, “Конец веры” Сэма Харриса и “Дар” Владимира Набокова.

Можешь рассказать о книгах, которые изменили твои взгляды?

Первая в списке, конечно, “Третья волна” Элвина Тоффлера. Во многом она открыла мне глаза на многие процессы, происходящие в мире, и сделала меня чуть-чуть более оптимистом. Я считаю, что эту книгу необходимо читать в старшей школе. Очень важная книга для людей двадцать первого века.

Нора Галь “Слово живое и мертвое”. Книга, о которой я, кажется, прожужжала все доступные уши. Она невероятная. Она помогла мне заново познакомиться с родным языком.

Владимир Набоков “Другие берега”. Здесь я даже не знаю, что сказать. Эта книга перевернула мое представление о литературном мастерстве.

Барбара Шер “Мечтать не вредно”. Единственная книга из серии “мотивашки-вдохновляшки”, которая, действительно, многое мне дала. Например, волшебный пендель.

 

Published by